Важнейшей особенностью музыкально-теоретической деятельности является то, что она осуществляется на основе накопленного слухового опыта и ее процесс во многом связан со всеми другими видами музыкальной деятельности. Усвоение тех или иных музыкально-теоретических знаний требует отдельного внимания.
Цель музыкально - теоретических дисциплин это развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
На уроках сольфеджио у учащихся формируется комплекс знаний, умений и навыков, направленный на развитие музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией; формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом.
Главная цель слушания музыки - эстетическая, научить воспринимать художественную сущность музыки, ее содержательность. Слух постоянно надо питать художественными впечатлениями от прослушивания самой разнообразной музыки. Этот предмет является подготовительным этапом к более серьезному изучению музыкальной литературы.
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
Учащиеся музыкального отделения показывают успехи в различных конкурсах и олимпиадах музыкально-теоретических дисциплин.